В целях предупреждения гибели, травматизма, несчастных случаев детей разработаны памятки для несовершеннолетних и их родителей, опекунов.
Памятка № 1
по предупреждению дорожных происшествий.
Уважаемые родители, опекуны!
Анализ дорожных происшествий с детьми свидетельствует о том, что чаще всего юные пешеходы попадают в беду по собственной неосторожности:
- переходят проезжую часть на красный сигнал светофора;
- допускают игры и катание на велосипеде по дорогам с оживленным транспортным движением;
- неправильно обходят стоящий транспорт;
- играют на проезжей части дорог;
- переходят дорогу в неустановленном месте и перед близко идущим транспортом.
В целях безопасности ваших детей на дороге с детства приучайте ребенка к уважению ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, воспитывайте в нем чувства осторожности и осмотрительности. Проводите эту работу не от случая к случаю, а последовательно и ежедневно.
Переходя дорогу с ребенком, крепко держите его за руку, всегда строго соблюдайте правила дорожного движения. Сами добивайтесь этого от своего ребенка.
Находясь на улице с ребенком:
- На проезжей части не спешите и не бегите: переходите улицу всегда размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.
. - Никогда не переходите улицу наискосок, подчеркивайте ребенку всякий раз, что идете строго поперек улицы.
- Никогда не переходите улицу на красный свет или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это без вас.
- Переходите улицу только на пешеходных переходах или на перекрестках по линии тротуаров.
- Если вы приучите детей ходить, где придется, никакая школа не будет в силах его переучить.
- Из автобуса, трамвая, такси старайтесь выходить первым, впереди ребенка, в противном случае он может упасть или выбежать на проезжую часть улицы.
- Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановки на улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.
- Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице: поворот головы для осмотра улицы, остановку для пропуска машин, остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается на вашем примере.
- Не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, это типичная ошибка детей, и надо, чтобы они ее не повторяли.
- Не посылайте ребенка переходить или пересекать улицу впереди вас - этим вы обучаете его идти через улицу, не глядя по сторонам.
- Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться. Это типичная причина несчастных случаев.
Учите ребенка смотреть:
- У ребенка должен быть навык - прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
- Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этом случае легко не заметить машину.
- Смотреть «налево-направо» при переходе улицы иногда надо несколько раз, так как обстановка на дороге, улице может измениться.
- Иногда ребенок смотрит, но не замечает, например, легковую машину или мотоцикл, издалека. Научите его всматриваться вдаль и быстро замечать машину, мотоцикл, велосипед.
Учите ребенка предвидеть скрытую опасность:
- Неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающую из-за него попутную машину.
- Стоящий грузовик - и внезапно выезжающую из-за него другую машину.
- Кусты, деревья, забор и машину из-за них. Ребенок должен привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Тогда он сможет предвидеть ее.
Памятка № 2
по предупреждению пожаров
ШАЛОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГНЕМ
Статистика показывает, что обычно от 15 до 25% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами.
Ребенок, оставшись один в квартире или доме, может взять спички и, подражая взрослым, поджечь бумагу, включить в розетку электрический нагревательный прибор или даже устроить костер, который он когда-то видел в лесу, огороде и т.д. Подражая взрослым, дети иногда делают попытки курить.
Виноваты в этом конечно родители, которые оставляют детей одних в квартире, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда потакая детским капризам, разрешают играть со спичками, поручают разжигать или присматривать за топящимися печами, горящими примусами и керогазами.
Храните спички в недоступных для детей местах, запрещайте детям покупать в магазинах спички и папиросы и постоянно следите за детьми.
Детей нельзя запирать в квартирах (сколько трагедий произошло в результате этого), доверять или наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами. Тем более нельзя разрешать малолетним детям включать нагревательные приборы.
Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей, то родители по закону несут ответственность за это в административном порядке. Право наказывать в таких случаях родителей предоставлено административной комиссии. Одновременно народный суд вправе по заявлению потерпевшего взыскать с родителей, допустивших безнадзорность детей, сумму причиненного таким пожаром ущерба.
ПАМЯТКА РЕБЕНКУ «ЧТОБЫ НЕ СГОРЕТЬ»
Р Е Б Я Т А!
Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему надо быть всегда подготовленным. Мы предлагаем вам запомнить простейшие правила, которые могут спасти от огня и дыма.
· Главное, что нужно запомнить – спички и зажигалки служат для хозяйственных дел, но никак не для игр. Даже маленькая искра может привести к большой беде.
· Не включайте телевизор без взрослых.
· Если пожар случился в твоей квартире – убегай подальше. Не забудь закрыть за собой дверь
· Твердо знайте, что из дома есть два спасательных выхода: если нельзя выйти в дверь, зовите на помощь с балкона или окна.
· Ни в коем случае не прячьтесь во время пожара под кроватью или в шкафу – пожарным будет трудно вас найти.
· Если на вас загорелась одежда - остановитесь, падайте на землю и катайтесь.
· Если вы обожгли руку – подставьте ее под струю холодной воды и позовите на помощь взрослых.
· Если в подъезде огонь или дым, не выходите из квартиры. Откройте окно или балкон и зовите на помощь. Во время пожара нельзя пользоваться лифтом: он может застрять между этажами.
· Тушить огонь – дело взрослых, но вызвать пожарных вы можете сами. Телефон пожарной охраны запомнить очень легко – 01. Назовите свое имя и адрес. Если не дозвонились сами, попросите об этом старших
ОБРАЩЕНИЕ К ДЕТЯМ ПО ПОЖАРАМ
Дорогие ребята!
· Пожары причиняют людям большие несчастья. Чтобы избежать этого, нужно строго соблюдать правила пожарной безопасности.
· Помните! Эти правила требуют только одного: осторожного обращения с огнем.
· В первую очередь не играйте со спичками, следите, чтобы не шалили с огнем ваши товарищи и маленькие дети.
· Не устраивайте игр с огнем в сараях, подвалах, на чердаках. По необходимости ходите туда только днем и только по делу, а в вечернее время для освещения используйте электрические фонари. Ни в коем случае не разрешается пользоваться спичками, свечами.
· Не играйте с электронагревательными приборами, это опасно! От электроприборов, включенных в сеть и оставленных без присмотра, часто возникают пожары.
· Ребята! Помните эти правила всегда, разъясняйте их своим друзьям и товарищам. Этим вы окажите помощь работникам противопожарной службы в деле предупреждения пожаров в школах, жилых домах, в лагерях.
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ И ОПЕКУНАМИ
Одна из причин возникновения пожаров – детская шалость, неумелое обращение с огнем и огнеопасными предметами детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Почему это происходит? Ответ прост – недостаточное обучение наших с вами детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновение пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности. Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности.
Порой, лозунги и плакаты не дают желаемых результатов, а родители в свою очередь практически не уделяют внимание обучению детей элементарным правилам пожарной безопасности и разъяснению им опасности и последствий пожара. Но хуже того, часто сами подают пример небрежного обращения с огнем, а также оставляют детей без присмотра наедине со спичками.
Лекция для родителей и опекунов
«Как избежать несчастных случаев с детьми. Предупреждение травматизма».
Лидирующее положение в списке источников детского травматизма занимают в порядке убывания: дорожно-транспортные происшествия, в которых дети участвуют как пассажиры, пешеходы и велосипедисты; пожары и ожоги; несчастные случаи на воде; удушья; отравления; закупорка дыхательных путей; несчастные случаи от неосторожного обращения с оружием; падения.
Когда говорят «несчастный случай», обычно подразумевают что-то неизбежное, то, что нам неподвластно. Однако большинство происшествий, которые мы называем несчастными случаями - это травмы, которых легко можно было избежать. Даже когда несчастные случаи нельзя предотвратить, все же можно избежать травм, являющихся их следствием. Большинство из нас знает, как это сделать: нужно использовать специальные детские автомобильные сиденья, ремни безопасности, велосипедные шлемы; ввести в практику соблюдение правил безопасности движения пешеходов и правил безопасности на воде; установить датчики противопожарной безопасности: снизить температуру в водонагревательных агрегатах. Эти простые меры могут предотвратить большинство трагедий.
Почему же мы не делаем все необходимое для предотвращения трагедий? Из-за естественной человеческой склонности считать, что «со мной ничего не может случиться». Поэтому первым шагом к предупреждению травматизма должно быть признание самой возможности получения травмы. И только после этого следует ввести в практику два основных принципа эффективной профилактики травматизма.
Сделайте окружающую обстановку безопасной для ребенка. Чтобы определить и предотвратить любую опасность, необходимо тщательно ознакомиться с окружающей обстановкой. Для предотвращения травм необходимо убрать все опасные предметы, до которых может дотянуться ребенок. Начинайте учить ребенка безопасным правилам поведения, измените опасную окружающую обстановку, которая может привести к травмам: кофейные столики с острыми углами, лестницы без перил, мебель и кровати, непосредственно примыкающие к открытым окнам.
Будьте особенно внимательны во время стрессовых ситуаций. Постарайтесь всегда запоминать, где вы оставили ножницы, бритву, машинку для подстригания живой изгороди, а также любой другой острый предмет, которым вы пользовались до того, как вас отвлекли от выполняемой работы.
Не спускайте с ребенка глаз. Вторым принципом профилактики травматизма является постоянный надзор за ребенком. Даже в безопасной окружающей обстановке за детьми необходимо осуществить постоянный надзор. Дети, начинающие ходить, подвергаются особенному риску и нуждаются в защите взрослых. Конечно, вы не в состоянии смотреть за ребенком каждую минуту его бодрствования, но все же некоторые детали окружающей обстановки более опасны, чем остальные. Если при подготовке детской комнаты учитывались правила безопасности ребенка, вы можете немного расслабиться. Но вне дома вы должны быть очень бдительны.
Ожоги. Наибольшее количество тяжелых травм вызвано ожогами. Около 20% подобных случаев связано с горячей водопроводной водой; 80% — с опрокидыванием посуды с горячей пищей или жидкостью. 50% всех полученных травм от ожогов достаточно серьёзны, в этих случаях необходима пересадка кожи.
Другие меры безопасности для предотвращения пожаров и ожогов. По сообщениям врачей, люди часто получают ожоги от кофе. Никогда не пейте горячий кофе или чай с маленьким ребенком на руках. Следите, чтобы чашки с горячим кофе не стояли на краю стола, где до них может дотянуться малыш.
Не используйте скатерти и салфетки, которые маленький ребенок может стянуть со стола.
Никогда не подогревайте бутылочку детского питания в микроволновой печи. Молоко может оказаться очень горячим, а стенки бутылочки будут холодными на ощупь.
Детское белье должно изготавливаться из огнестойкой ткани. Поэтому очень важно выбирать для сна именно это ночное белье, а не 100%-ный хлопок, как это принято. Если стирать такое белье с использованием нефосфатного моющего средства, мыла или отбеливателя с хлором, то предотвращающие возгорание химикаты будут вымываться. Таким образом, вы должны отказаться от детского ночного белья, если оно многократно стиралось нефосфатным мылом или отбеливающим средством.
Всегда поворачивайте ручки чайников к задней части плиты. Следует отдавать предпочтение задним конфоркам.
Спички держите в ящиках повыше, куда не могут добраться дети. В возрасте примерно четырех лет многие дети не могут преодолеть искушение поиграть со спичками.
Открытые нагреватели, печи, камины, неогражденные сушилки, легко открывающиеся жаровни представляют собой особую опасность. Установите решетки или заграждения вокруг печей, каминов и обогревателей. Поговорите с маленькими детьми о том, что такое огонь и предупредите их, что нельзя дотрагиваться до горячих предметов.
Внимательно следите, чтобы занавески, покрывала и полотенца не касались нагревательных приборов, так как это может стать причиной пожара.
Замените изношенные электрические провода. Тщательно изолируйте соединения проводов и удлинителей.
Вставьте электрозаглушки во все штепсельные розетки, чтобы дети не получили удар током, засунув что-нибудь в отверстия розетки.
Побеседуйте с детьми о противопожарной безопасности и проведите необходимый инструктаж.
Гибель на воде и меры безопасности
Ежегодно тонут более 1000 детей в возрасте до четырнадцати лет. Гибель на воде по количеству смертей занимает второе место в этой возрастной группе. На каждого утонувшего ребенка приходится четверо спасенных и доставленных в больницу. Вероятность утонуть в два или три раза выше у детей в возрасте до четырех лет, чем у детей других возрастных групп.
Основной причиной гибели дошкольников является ванна. Не оставляйте двадцатилитровые емкости для воды во дворе, так как они могут наполниться дождевой водой и ребенок может утонуть, упав в нее. Закрывайте унитаз крышкой. Ребенок может упасть в унитаз или в ведро с водой лицом вниз и захлебнуться.
Пока не проводилось исследований, в которых было бы доказано, что раннее обучение плаванию (на уроках по плаванию для младенцев, маленьких детей и дошкольников) помогает детям не утонуть в ваннах, плавательных бассейнах, прудах, озерах и реках. У детей до пяти лет еще мало сил и недостаточная координация движений, даже несмотря на обучение плаванию, чтобы продержаться на воде или выплыть, избежав опасности. Эти первые уроки могут даже повысить риск, дав родителям и детям ложное ощущение безопасности на воде.
Безопасность на воде.
1. Никогда не оставляйте ребенка до пяти лет одного в ванной ни на мгновенье. Ребенок может утонуть даже в малом количестве воды. Не оставляйте его в ванной и под присмотром другого ребенка в возрасте до двенадцати лет. Если вам необходимо ответить на телефонный звонок или подойти к входной двери, заверните намыленного ребенка в полотенце и возьмите его с собой в коляске.
2. Дети должны учиться плавать, но не допускайте мысли, что они уже получили гарантии по безопасности на воде, даже если посещали уроки плавания. Не полагайтесь на сигналы тревоги, подаваемые сигнализацией в бассейне: она сработает, только когда ребенок упадет в воду, зачастую помощь приходит слишком поздно. К тому же иногда датчики изготовлены наподобие зверушек и выглядят очень привлекательно для маленьких детей. Лучше всего расположить сигнализацию на воротах вашего бассейна.
Не спускайте с ребенка глаз когда он находится рядом с водой. Самое лучшее правило гласит: индивидуальное спасательное средство нужно надевать на ребенка на пляже, озере, в лодке, рядом с мелким водоемом или бассейном до тех пор, пока дети не будут в состоянии проплыть четыреста метров. Когда ваш ребенок к десяти-двенадцати годам станет настоящим пловцом, чтобы избежать опасности на воде, он может плавать без присмотра старших столько, сколько всегда плавает со своими приятелями. Не разрешайте ему прыгать в воду, если глубина водоема меньше полутора метров, а также в отсутствии взрослого человека.
4. Держитесь подальше от замерзших водоемов и озер, пока лед не будет признан безопасным для катания на коньках.
5. Не подпускайте детей к прудам и другим водоемам во время грозы.
6. Не разрешайте детям кататься на санках около воды.
7. Родники и водные резервуары должны иметь прочное ограждение.
8. Если у вас есть свой бассейн, он должен быть обнесен оградой со всех сторон. Ограда должна быть не менее двух с половиной метров в высоту с замком на воротах. Ворота должны автоматически закрываться, а замок — автоматически защелкиваться, расстояние между планками ворот не должно превышать 12 см. Не рассматривайте дом как одну из сторон ограды: ребенок может легко проскользнуть через дверь или окно.
9. Когда речь идет о воде, необходим постоянный контроль взрослых. Водосборники на задних дворах следует вылить и перевернуть во избежание несчастных случаев с маленькими детьми. Помните: если ребенок ушел под воду, следует немедленно провести комплекс реанимационных мероприятий — искусственное дыхание и закрытый массаж сердца.
Ядовитые вещества
А сейчас пришло время проинспектировать ваш дом проницательным взглядом. Надежно прячьте все лекарственные средства в безопасные места вне досягаемости ребенка сразу же после использования. На все лекарственные препараты наклейте этикетки, подписанные жирным, четким шрифтом, во избежание неправильного применения. После выздоровления немедленно выбрасывайте все лекарства. Вряд ли вы воспользуетесь ими снова, в любом случае они могут утратить свои качества. Вы можете перепутать лекарства, если будете хранить старые вместе с новыми. Запишите номер телефона ближайшего медицинского центра по борьбе с отравлениями. В доме должна быть под рукой бутылочка с сиропом рвотного корня для каждого ребенка. Но вы можете давать сироп рвотного корня ребенку только в том случае, если получили инструкции по его применению от лечащего детского врача, медсестры или в центре борьбы с отравлениями. Доза сиропа изменяется в зависимости от веса ребенка.
Более трети отравлений лекарственными препаратами происходит из-за того, что дети принимают лекарства, которые прописаны дедушкам и бабушкам. Проверьте, чтобы все их лекарства были заперты или находились вне досягаемости детей.
Все отпускаемые фармацевтом лекарства должны быть в упаковке, которую не сможет открыть ребенок. Не перекладывайте лекарственный препарат из одной упаковки в другую. Никогда не помещайте какое-либо вещество из упаковки, в которой оно продавалось, в упаковку где было что-то другое. Иными словами, не переливайте жидкость для опрыскивания растений в мягкую полиэтиленовую бутылку из-под напитков или в кружку. Это часто является причиной серьезных отравлений.
Убирайте ядовитые вещества подальше от детей. Пятая часть отравлений происходит на втором году жизни ребенка. В последнее время центр по борьбе с отравлениями среднестатистического города ежегодно получает до пятидесяти тысяч звонков с просьбой о помощи, 90% которых связано с детьми. В этом возрасте дети своенравны и стремятся все исследовать и со всем ознакомиться. Ими движет стремление попробовать на вкус все что угодно. Особенно детям нравятся пилюли, приятные на вкус лекарства, сигареты и спички. Вы будете удивлены, прочитав список веществ, которые чаще всего вызывают опасные отравления у детей: аспирин и другие лекарственные препараты, яды для насекомых и мышей, керосин, газолин, бензин, чистящие средства, жидкость для полировки мебели или кузова автомобиля, всевозможные щелочи для очистки канализационных труб, унитазов, печей, масло грушанки и растворы для опрыскивания растений.
В ванной комнате тоже можно найти потенциально опасные вещества: духи, шампуни, жидкости для укрепления волос, косметические средства по уходу за ногтями и кожей лица.
Найдите недоступные места на кухне и в кладовке для хранения чистящих жидкостей и порошков, моющих средств, средств для очистки канализационных труб, унитаза и печей, нашатырного спирта, отбеливателя, средств для удаления пятен, для полировки металла, буры, нафталиновых шариков, жидкости для зажигалок, гуталина для обуви и других опасных веществ.
В подвале или гараже найдите безопасные места для хранения скипидара, растворителей красок, керосина, газолина, бензина, веществ для опрыскивания растений, средств для борьбы с сорняками, антифриза, чистящих и полировальных средств для автомобиля. Перед тем как выбросить ёмкости, убедитесь, что они совершенно пусты и промойте их. Потенциально опасные бытовые чистящие средства и лекарства, находящиеся в ванной комнате и кухне следует хранить вне досягаемости детей или в шкафчиках с замками и защелками, которые они не смогут открыть. Крючки и задвижки могут быть установлены на дверях ванных комнат, чтобы уберечь ребенка от опасностей: от отравления до обваривания кипятком.
Отравление ядовитыми растениями. Растения и цветы дают нам ощущение прекрасного. Младенцы, которые уже ползают и маленькие дети считают их еще и вкусной едой. Многие растения и цветы (свыше 700 видов из всех существующих) являют собой опасное сочетание красоты и ядовитости и могут стать причиной заболевания и даже смерти. Лучше всего не иметь никаких растений и цветов в доме до тех пор, пока у детей не пройдет «всеядный» период и они не начнут реагировать на запреты. В крайнем случае поместите растения так высоко, чтобы их нельзя было достать. Внимательно следите за маленькими детьми когда они находятся в саду среди растений и цветов или вне дома.
Вот неполный список потенциально смертельно опасных растений: каладиум, диффенбахия, филодендрон, слоновье ухо, гиацинт, фиалка, нарцисс желтый, омела белая, олеандр, пуанзеция, абрус, клещевина обыкновенная, дельфиниум, белладонна, наперстянка, ландыш, азалия, лавр, рододендрон, волчьи ягоды, ракитник-золотой дождь, гортензия, ягоды жасмина, бирючина, тис, семена вьюнка пурпурного, грибы, пасленовые, ягоды остролиста.
Некоторые растения токсичны, но не приводят к фатальному исходу. Они могут вызвать раздражение при прикосновении к ним или опухание губ и языка при попадании в организм.
В местном центре контроля за отравлениями или в отделе здравоохранения можно узнать, какие из растений в вашем доме или во дворе являются ядовитыми или токсичными.
Отравление свинцом
Миллионы детей страдают от отравления свинцом. Если ваш дом был построен давно, существует вероятность того, что он был покрашен краской, содержащей свинец. Местами наибольшей концентрации свинца в доме могут быть оконные рамы, подоконники, плинтус, все двери и дверные проемы ниже 1,8 метра. Даже если краска не шелушится, при открывании и закрывании окна могут отвалившиеся кусочки краски и появиться пыль с содержанием свинца.
Отравления свинцом характерны для детей в возрасте до шести лет. Во внутренние органы свинцовая пыль может попасть из краски, или с грязью, в которой содержатся отвалившиеся кусочки краски, или в случае загрязнения почвы бензином, содержащим свинец? как это бывает во многих городских районах. Отравление свинцом может оказывать сильное влияние на мозговую деятельность ребенка в возрасте до шести лет и стать причиной многих неврологических заболеваний, включая умственную отсталость, в редких случаях вызвать прекращение деятельности коры головного мозга.
Если степень заражения выше 10, отравление свинцом требует специального медицинского наблюдения, даже при отсутствии у ребёнка явно выраженных симптомов. Неврологические заболевания и проблемы с обучением возникают при значительно более высокой степени заражения. Легкая степень отравления свинцом излечивается таблетками и микстурами, при более значительной степени необходимы внутривенные инъекции. Ваш дом или игровая площадка во дворе должны быть проверены на потенциальный уровень содержания свинца. Ваш малыш может быть протестирован на наличие свинца в организме начиная с девятимесячного возраста. Этот тест можно периодически повторять до достижения ребенком шести лет.
Падения
Падения — это шестая основная причина травм с летальным исходом, которая также является основной причиной всех несчастных случаев. Ежегодно многие дети в возрасте до четырнадцати лет становятся жертвами несчастных случаев вследствие падений.
Самый высокий уровень смертности вследствие падений приходится на первый год жизни. Ежегодно три миллиона детей проходят лечение в кабинетах неотложной помощи с диагнозом «несчастный случай при падении», на каждого такого ребенка приходятся десять детей, которые никогда не обращались за медицинской помощью.
Дети падают с кроватей, со столов, ступенек, с окон и крылец, с деревьев, с велосипедов и игрового оборудования, на льду и т. д.
Дети, начинающие ходить, постоянно подвергаются риску упасть с окон и со ступенек, дети постарше могут свалиться с крыши, упасть на игровых площадках или с оборудования, установленного в местах развлечений. Большинство падений в домашних условиях происходит с детьми до четырех лет. Пиковые часы падений дома приходятся на время приема пищи, 40% случаев падений происходит между 16 и 20 часами.
Во избежание падений зимой следите, чтобы дорожки были очищены ото льда, используйте для этой цели смесь соли с песком.
Падения из окон происходят очень часто в весенние и летние месяцы в городских условиях. Дети падают в основном со второго и третьего этажей, а падения с более серьезными последствиями происходят с четвертого этажа и выше. Чтобы предотвратить это примите соответствующие меры.
1. Отодвиньте всю мебель, включая кровати, подальше от окон.
2. Заприте все окна, которыми не пользуетесь.
3. Окно не должно открываться больше чем на 10 см. Для этой цели поставьте ограничители.
4. Открывайте фрамуги и форточки.
5. Установите на окнах металлические решетки с расстоянием между прутьями не более 10 см. Они достаточно прочные и выдерживают давление до 250 кг. Оконные решетки должны устанавливаться с внутренней стороны окон, но хотя бы на одном окне в каждой комнате должна быть установлена съемная или оконные решетки, правильно установленные на окнах второго этажа и выше, предотвращают серьезные травмы вследствие падения.
Открывающаяся решетка для непредвиденного случая или пожара. Эта решетка должна сниматься или открываться без применения ключа или специального инструмента. Оконные решетки для безопасности детей — недавнее изобретение.
Поздним вечером и ночью (с 22 до 6 часов местного времени) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых.
Уважаемые родители!
С началом каникул детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоемов, в лесу, на игровых площадках, в садах, во дворах
ПОМНИТЕ,
чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми надо соблюдать ряд правил и при организации их отдыха:
- сформируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
- объясните детям правила безопасного поведения;
- организуйте безопасный отдых детей;
- не теряйте связь с ребенком, будьте в курсе, где и с ксм Ваш ребенок;
- расскажите ребенку о том, как себя необходимо вести в опасных ситуациях:
- запишите в телефон ребенка номера экстренных служб и объясните, в каких случаях нужно их вызывать.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ.
- проведите с детьми беседу о безопасном поведении
на дороге;
- расскажите о том, как правильно переходить дорогу, передвигаться на велосипеде, самокате и роликовых коньках;
- изучите с детьми правила езды на скутерах, мопедах, мотоциклах.
ПОМНИТЕ!
- в соответствии с Правилами дорожного движения,
утвержденными постановлением от 23 10 1993 Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомагистралях и приравненных к ним дорогам, а детям, не достигшим 16 лет, скутером (мопедом, квадроциклом). Не создавайте опасную ситуацию для своего ребенка, приобретая ему скутеры, мопеды, квадроциклы, до достижения 16 лет!
Расскажите детям о последствиях несоблюдения правил дорожного движения.
Помните, что Вы несете ответственность за поведение Вашего ребенка на дороге!
Объясните ему правила поведения при поездках на транспорте.
В автомобиле используйте специальные кресла, удерживающие ремни, блокировку дверей, не разрешайте ребенку стоять между креслами при движении автомобиля.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ.
- не оставляйте детей без присмотра на отдыхе у водных объектов;
- выбирайте для купания водные объекты, отведенные для целей отдыха и купания;
- не отпускайте детей гулять одних вблизи водоемов;
- за купающимися детьми должен быть постоянный и непрерывный контроль.
Не ославляйте малышей одних около водоемов!
- обучите детей правилам безопасного поведения на воде и плаванию;
- расскажите детям о возможных опасностях на воде.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ОТДЫХЕ
НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ.
- следите за тем, как Ваш ребенок одет, сколько времени он пробыл на солнце;
- обязательно одевайте ребенку головной убор;
- выезжая на природу, обезопасьте ребенка от укусов насекомых;
- расскажите ребенку о правилах поведения на природе, в лесу, о ядовитых растениях, опасных насекомых и животных;
- не отпускайте детей в походы без сопровождения взрослых;
объясните ребенку опасность неосторожного обращения с огнем дома и на природе.
БЕЗОПАСНЫЕ ПРОГУЛКИ.
- помните, что по по Закону Брянской области «Об отдельных мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защите их от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие» от 05.08.2009, детям до 18 лет с 23.00 до 06.00 заперещено находится в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, для развлечений, досуга (дискотеках, клубах),
а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах, определенных в порядке, предусмотренном настоящим Законом, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
- детям до 18 лет запрснщно находится на объектах, предназначенных дли реализапии товаров только сексуального характсра, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, в которых рсализя ются только алкогольная продукция, пиво и напитки на его основе, в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей и их развитию
Объясните детям правила повсдсння с незнакомыми людьми и научите, их в каких необходимо говоруггь «НЕТ»
ЗНАЙТЕ!
- за несоблюдение требований к органииции безопасности своих детей, и воспитанию, Вы можете быть привлечены к отвстствснностм в соответствии с Гражданским кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации.
ПОМНИТЕ!
- от природы дети беспечны и доверчивы.
Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще Вы напоминаете ребёнку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять.
Сохраненне жизни н здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Трудные дети (советы психолога)
Что же делать родителям?
• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!
• Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.
• Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.
СТЕПЕНИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
1 -я степень — увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.
2-я степень — состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения — компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
3-я степень — выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно — снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером — полная. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию, если клиент не получает помощи в течение длительного времени, так как пребывание за компьютером у консультируемых данной степени зависимости доходит до 16-18 часов в сутки.
У шести консультируемых наблюдалось стойкое периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Наблюдение и самоанализ помогли им отследить взаимосвязь между продолжительной игрой и расстройством желудка. Видимо, организм реагировал на подобные нарушения защитной реакцией — болями и проблемами с ЖКТ.
4-я степень — клиническая зависимость. На данной стадии зависимости клиенту необходима помощь психиатра, психолог выполняет функцию диспетчера. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении, как при шизофрении.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
1. Самая первая и самая главная — отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.
2. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.
3. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять ее. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких.
4. Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит, слушать и самое главное — слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой совсем другого ребенка — непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.
5. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.
6. Поскольку покупка дорогостоящей игрушки — компьютера — связана часто с нежеланием родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности, то ребенок удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
7. Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребенок попросту уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами.
8. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно.
9. Задумывались ли родители, есть ли у их ребенка способность преодолевать жизненные трудности? Умеет ли он справиться с простой жизненной задачей? Как устанавливает контакты для общения
10. Подростки точно знают: они хотят быть счастливыми. Только если он ненаходит удовольствия и радости в обычной жизни, то придумывает«свой мир», в котором на достижение «счастья» не надо тратить душевные силы.
11. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.
12. Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия.
13. Ребенку в семье некомфортно, так как комната — его личное пространство — устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения.
14. Мама — сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, считающая себя лучше (умнее) его, больше зарабатывающая, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка.
15. Не уверенный в себе ребенок, с низкой самооценкой, нецелеустремленный, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе.
16. Замкнутый, малообщительный ребенок, попавший в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками.
17. Развод родителей в трудный возрастной период.
18. Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
19. Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» другом.
20. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.
СИМПТОМЫ «СЕТЕВОЙ НАРКОМАНИИ»
1. Человек выходит в Интернет тогда, когда у него плохое настроение.
2. Чувствует себя подавленным, если находится в Интернете меньше времени, чем обычно.
3. Начались неприятности в школе (пропуски, нежелание учиться, потеря смысла, утрата перспектив, снжение успеваемости по показателям и мнению преподавателей).
4. Появились проблемы в общении, конфликтные ситуации, связанные с взаимодействием с людьми, увеличилось количество людей, которые раздражают,
вызывают чувство неприязни, кажутся глупыми, особенно если они не являются активными пользователями Сети.
5. Интернетчик скрывает от друзей и близких родственников реальное количество времени, которое он проводит в Сети, и что там делает (какими сайтами интересуется, с каким количеством людей состоит в переписке).
6. Попытка проводить в Интернете меньше времени терпит неудачу.
7. Занимаясь другими делами, часто думает о том, что сейчас происходит в Интернете.
8. Предпочитает общаться с людьми или искать информацию через Интернет.
9. Отрыв от работы в Интернете воспринимает агрессивно, раздражительно, не откликается на просьбы.
ЭТАПЫ ПОПАДАНИЯ В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
I ЭТАП Сначала ребенок понимает, что получает огромное удовольствие без серьезных душевных затрат (которые нужны, например, при просмотре серьезного фильма).
Потом, вместо того чтобы ходить в школу, подросток идет в компьютерный салон, где сидит круглые сутки. Это приводит к болезни, переутомлению, снижению успеваемости.
II ЭТАП На втором этапе подросток избегает любой деятельности и любого общения, кроме компьютера.
III ЭТАП Затем наступает полная деградация. Этот этап проходит не так явно, как при алкоголизме и наркомании, поскольку обычно начинают принимать активные
меры администрация школы, родители и другие заинтересованные лица. Но успешность помощи в данном случае аналогична лечению любого запущенного хронического заболевания.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕОГРАНИЧЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
1. Общение с компьютером (вместо живого общения, в процессе которого примеряются различные роли, вырабатывается модель поведения) учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение, так как машина безропотно выполняет команды человека. Личность ребенка при этом не развивается. Создается иллюзия общения.
2. Человек в Интернете просматривает, например, электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает — так формируется поверхностное отношение к познавательной информации. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет.
3. Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в компьютерные игры, сайты, Интернет, ребенок не учится никаким другим способам
решения проблем — так формируется эмоциональная зависимость от компьютера и инфантильный стиль отношения к проблемам.
4. Сидение за компьютером «сажает» зрение. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность и со временем отказываются работать с прежним успехом. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около двух часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована. Изначально человеческий глаз привык воспринимать преломленный свет; читая с листа, мы видим отраженные буквы. Однако работая за монитором, мы смотрим на сам источник света, а не на его отражение. К тому же изображение на дисплее дрожащее и мелькающее, что создает дополнительную нагрузку на органы зрения. Долгое нахождение у экрана сильно напрягает глаза, так как они расслабляются только тогда, когда мы смотрим вдаль.
5. Из-за неудобного стула и стола работающий на компьютере со временем может заработать сколиоз. От долгого сидения нарушается кровообращение в области таза, что может привести к геморрою и ожирению.
6. При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник.
7. Нагрузка приходится также на ноги: сидячая работа ведет к застою крови. Поэтому гимнастику нужно делать стоя, включив обязательно упражнения для ног — ходьбу на месте, приседания, встряхивания ногами.
8. Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами. При попытках преодолеть игровую зависимость они относительно легко приходят к замене ее на другие формы. И наоборот, зачастую быстрой и легкой «реабилитацией" юного токсикомана становится перенос его жизни в салон компьютерных игр.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
1. Глазам работающего за компьютером помогут очки с перфорацией — это своего рода тренажер для глаз. Их надо надевать несколько раз в день (каждый час) на 5-7 минут. Отсидев 1-1,5 часа перед компьютером (телевизором), необходимо сделать гимнастику для глаз.
2. Надо научиться правильно держать «мышку»: не зажимая, не сдавливая ее руками, так как это может вызвать запястный синдром (сильную боль, тяжесть в руках, дрожание, онемение пальцев). Полезны раздельная клавиатура и широкий стол, позволяющий рукам располагаться на нем, а не свешиваться, что вызывает усталость и напряжение в мышцах.
3. Регулярная влажная уборка — не капризы чересчур аккуратной домохозяйки, а острая необходимость, обусловленная спецификой компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.
4. Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения.
5. Работающий за компьютером должен знать, что существует необъяснимое огромное желание часто перекусывать во время работы за компьютером, а поскольку удобнее всего в этом случае обходиться бутербродами, то компьютероманы подвергаются серьезной опасности ожирения.
6. Монитор должен находиться в 60-70 см от пользователя и чуть выше уровня глаз.
7. Ребенку до семи лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же особо продвинутым родителям очень хочется приобщить к нему своего малыша, то по крайней мере не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше 20 минут в день и чаще, чем один раз в два дня.
8. Для детей 7-12 лет компьютерная норма — 30 минут в день, но не ежедневно!
9. 12-14-летние могут проводитьза компьютером 1 час в день.
10. От 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.
11. Взрослым нежелательно работать за компьютером больше 5 часов.
12. Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер не садится ни на какое количество времени.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ СТАЛ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОМПЬЮТЕРА?
1. Познакомьте его с временными нормами.
2. Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие интересы).
3. Приобщайте к домашним обязанностям.
4. Культивируйте семейное чтение.
5. Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
6. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.
7. Знайте место, где ребенок проводит свободное время.
8. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.
9. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
10. Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
11. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
12. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.
13. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние деградации личности.
14. Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка.
15. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение - лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ У РЕБЕНКА КОМПЬЮТЕРНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ?
1. Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству, его попыткам, уходу из дома и пр.).
2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
3. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей вашего ребенка.
4. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.
5. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
6. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение.
7. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.
8. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, обратитесь к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист
определит, какова степень зависимого.
9. Если психолог порекомендует обратиться к психиатру, значит, зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность ребенка, частично изменив его сознание.
ЦЕНЗУРА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
Цензурирование взрослыми компьютерных игр — вещь совершенно необходимая, причем не надейтесь, что за вас это кто-то сделает. Каждая игра, попадающая в руки ребенка, вначале должна проиграться кем-то из взрослых. Вникните в ее содержание. Задайтесь вопросами: что даст эта игра моему ребенку? Какие качества личности будет развивать в нем? Не даст ли толчок развитию слабых сторон личности? Не будет ли формировать агрессивный стиль поведения? Не даст ли какую-то опасную информацию?
В игре не должно быть ни одного «минуса". Она должна:
• развивать;
• не содержать бранных слов и выражений;
• не формировать циничное отношение к происходящему;
• не содержать агрессивной информации;
• не вызывать привыкания к боли, драматичным ситуациям;
• не учить противозаконным вещам;
• не искажать (уродовать) внешний облик человека;
• не содержать сексуальной тематики (рисунков подобного типа).
Оптимальный вариант, когда вашему ребенку остается очень мало времени на компьютерные игры, так как он занимается в спортивной секции, ходит в музыкальную школу, кружки и т.д.
Аналогичной цензуре должны подвергаться и фильмы, которые смотрят дети, так как агрессия, негативная информация, чувство страха от просмотра фильмов-ужасов также вредны для детской психики.
ПАМЯТКА ПОДРОСТКУ
«Если ты попал в опасную ситуацию»
Если ты попал в опасную ситуацию, то вспомни, что тупиковых ситуаций не бывает. Всегда есть выход, надо только его найти. Следуя нашим советам, ты можешь выбраться из трудного положения с наименьшими для тебя потерями,
Совет № 1. Попав в опасную ситуацию, не впадай в панику или в депрессию. Постарайся проанализировать свое положение с максимальной четкостью.
Совет № 2. Определи, кто создал опасную ситуацию. Если ты сам, значит, возьми ответственность на себя. Поразмысли, откуда еще может исходить опасность.
Совет № 3. Подумай, с кем бы ты мог откровенно поговорить о своем положении.
Совет № 4. Не оставайся со своей болью один на один. Это всегда заставит тебя лгать окружающим. Ложь — еще одна проблема для тебя.
Совет № 5. Со своей тайной обращайся осторожно. Не перекладывай ее на плечи своего друга, который реально не сможет помочь тебе, но будет очень сильно переживать за тебя. Тебе от этого не будет легче.
Совет № 6. Постарайся обратиться к взрослому человеку, у которого жизненный опыт больше твоего и который может помочь тебе реально. Очень хорошо, если это будет кто-то из родителей или родственников.
Совет № 7. Переступи через свой страх перед родительским гневом. Ты его заслужил, и с этим ничего не поделаешь. Гроза проходит, и вновь сияет солнце.
Совет № 8. Верь, что ты сможешь исправить положение, главное — ничего не бойся. Страх — это не твой спутник и друг. Пусть страх дружит с одиночками. А ты не один! Если ты попросил помощи, то, значит, тебе всегда помогут.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Внимательно прочитайте наши советы и вдумайтесь в их смысл. Надеемся, что они помогут Вам обрести доверие Вашего ребенка.
1. Разговаривайте со своим ребенком о своих и о его делах независимо от того, сколько Вашему ребенку лет, даже если Вы очень сильно устали за день. Помните, купаясь в жалости к себе, вы теряете доверие своего ребенка, — это всегда дорогая потеря, а восстанавливается доверие с великим трудом.
2. Говорите ребенку, что Вы его любите. Если до сих пор Вы стеснялись это делать, сегодня еще не поздно. Ребенок в любом возрасте хочет слышать, что его любят, видеть ласковые глаза. Дорогие вещи никогда не смогут заменить искренних слов о любви.
3. При разговоре постарайтесь хотя бы раз коснуться руки сына или дочери. Это очень важный момент общения, но не забудьте, что частое прикосновение может и раздражать ребенка. Не злоупотребляйте поцелуями и объятьями, они могут смущать ребенка, особенно если у него переходный возраст.
4. Доверие между Вами и ребенком не даст пропустить важнейший этап развития в жизни сына или дочери — это начало полового созревания. Вспомните, родители, пожалуйста, подробнейшим образом этот период в своей жизни и будьте честными перед собой. Проанализируйте, что не досказали Вам в этот период Ваши родители, какую искаженную информацию Вы получили от друзей.
5. Что бы Вы сегодня изменили в тот период, если бы смогли вернуть то время. Ваш честный анализ поможет Вам лучше понять своего ребенка в этом трудном для него возрасте, и Вам легче будет держать доверительный контакт с ним.
6. Помните, уважаемые родители! Доверие — это не ежедневное «раздевание души» ребенка перед Вами. Доверие — это его ответственность за свои поступки и умение открыто анализировать их с Вашей помощью.
7. Если Вы солжете ребенку несколько раз, то и он солжет Вам. Поэтому прежде чем наказывать за ложь сына или дочь, сгоряча не крикните ему: «Кто тебя научил врать? Мы с отцом в жизни никогда не врали и не учили тебя этому!» Остановитесь! Вы и сейчас лжете. Маленькая ложь рождает большую. Значит, где-то в подсознании у ребенка сидит зафиксированный пример Вашей лжи. Обстоятельства просто помогли ему этот кадр проявить в реальной жизни, как фотографию.
8. Даже при разборе поведения своего чада не позволяйте себе говорить, что чей-то ребенок лучше, аккуратнее, умнее и воспитаннее, чем Ваш негодник или негодница. Это значит, что Вы любите того, «хорошего», а своего, «плохого», сегодня разлюбили; будет хорошо завтра себя вести, вот завтра его и будете любить. Сами того не подозревая, Вы фактически перевернули душевный мир ребенка. Подсознание получило информацию: «Любовь самых родных людей продается за хорошее и лучшее, значит, и продажен весь мир». Не удивляйтесь после этого, откуда у Вашей дочери или сына появился ужасающий цинизм или жестокость. Дети не могут быть теми, кто Вам нравится. Вы не хотите их принимать такими, какие они есть. Они Вам мстят за Ваше предательство. Эта злая черта характера может пройти через всю жизнь.
9. Если ваши отношения с детьми не налаживаются, обязательно обратитесь к специалисту. Но воздержитесь, пожалуйста, от самоуверенности, что только ребенку нужно заниматься с психологом или педагогом, что Вы сами в порядке. В первую очередь определитесь, готовы ли Вы меняться сами. Это трудно, но представьте, что ребенку еще труднее и, кроме Вас, ему никто не поможет.
10. Не поленитесь, пожалуйста, и прочитайте ту литературу, которую Вам посоветует специалист, даже если Вы давным-давно не брали в руки книгу благодаря исключительной занятости на работе. Поле тогда дает добрый урожай, когда оно добросовестно обработано; у ленивого на земле растут одни сорняки.
Методические рекомендации по самообразованию воспитателя
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда. Потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, вариативность и др.
Работа в коллективе должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке.
В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:
1)специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2)повышение квалификации;
3)индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
· средств массовой информации;
· вычислительной и оргтехники;
· библиотек, музеев, выставок, театров, клубов, экскурсий;
· научных, технических, художественных, спортивных обществ,
· исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
· общения с учеными, интересными людьми, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.